Согласно подпункту 19) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон) туристская операторская деятельность (далее – туроператорская деятельность) -предпринимательская деятельность физических или юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию, продвижению и реализации туристского продукта в сфере выездного туризма через турагентов и туристского продукта в сфере въездного и внутреннего туризма туристам, в том числе через турагентов.
В соответствии с подпунктом 19-1) статьи 1 Закона туристский оператор (далее – туроператор) – физическое или юридическое лицо, осуществляющее туристскую операторскую деятельность, туристскую операторскую деятельность в сфере внутреннего, въездного или выездного туризма.
Подпунктом 9) статьи 1 Закона предусмотрено, что туристская агентская деятельность (далее – турагентская деятельность) – предпринимательская деятельность физических или юридических лиц по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туристским оператором Республики Казахстан на основании агентского договора на реализацию туристского продукта без права добавления дополнительных услуг, а также деятельность по оказанию туристам услуг, не являющихся туристским продуктом.
Гражданским кодексом Республики Казахстан определены формы договоров, соответствующих агентским договорам: договор комиссии и договор поручения.
Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) установлены особенные положения по обложению налогом на добавленную стоимость (НДС) и порядку выписки счетов-фактур по договорам, соответствующим договору комиссии и договору поручения.
Так, если договор (агентский), заключенный между туроператором и турагентом на реализацию турпродукта, соответствует условиям, предусмотренным Гражданским кодексом Республики Казахстан, то для целей обложения НДС туроператор рассматривается как комитент, а турагент как комиссионер, соответственно, применяются положения статьей 375 и 416 Налогового кодекса.
Кроме того, туроператор при реализации турпутевки (турпродукта) определяет оборот по реализации по стоимости такой турпутевки (турпродукта). Однако, если туроператор реализует турпутевку (туристический продукт) по выездному туризму, то оборот определяется по подпункту 2) пункта 15 статьи 381 Налогового кодекса. Турагент (комиссионер) определяет оборот по реализации в размере своего вознаграждения (комиссии).
При этом выписка электронного счета-фактуры по договору комиссии производится согласно положениям статьи 416 Налогового кодекса и Правилам выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы, утвержденным приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370 (далее – Правила).
Таким образом, приведем несколько примеров выписки электронных счетов-фактур при реализации турпутевки (турпродукта):
- Условиями договора, соответствующего договору комиссии, предусмотрена передача турпутевки (турпродукта) туроператором (комитентом) в адрес турагента (комиссионера) для дальнейшей реализации клиентам по фиксированной цене, а сумма вознаграждения будет выплачиваться турагенту по итогам продвижения турпутевки (турпродукта). В данном случае электронные счета-фактуры будут выписаны со следующими особенностями:
туроператором (комитентом) в адрес турагента (комиссионера) – в разделе «В» «Реквизиты поставщика» в строке 10 «Категория поставщика» делается отметка в ячейке «А» комитент, в разделе С «Реквизиты получателя» в строке 20 «Категория получателя» делается отметка в ячейке «В» комиссионер;
турагентом (комиссионером) в адрес клиента – в разделе «В» «Реквизиты поставщика» в строке 10 «Категория поставщика» делается отметка в ячейке «В» комиссионер и отражаются суммовые значения согласно электронного счета-фактуры, выписанного туроператором (комитентом) при передаче такого турпутевки (турпродукта);
турагентом (комиссионером) в адрес туроператора (комитента) на сумму полученного вознаграждения – в разделе «В» «Реквизиты поставщика» в строке 10 «Категория поставщика» делается отметка в ячейке «В» комиссионер, в разделе С «Реквизиты получателя» в строке 20 «Категория получателя» делается отметка в ячейке «А» комитент. - Условиями договора, соответствующего договору комиссии, предусмотрена передача турпутевки (турпродукта) туроператором (комитентом) в адрес турагента (комиссионера) для дальнейшей реализации клиентам по цене, определяемой турагентом (комиссионером), то есть сумма вознаграждения будет включена в стоимость турпутевки (турпродукта) при его реализации клиенту. В данном случае электронные счета-фактуры будут выписаны со следующими особенностями:
туроператором (комитентом) в адрес турагента (комиссионера) – в разделе «В» «Реквизиты поставщика» в строке 10 «Категория поставщика» делается отметка в ячейке «А» комитент, в разделе С «Реквизиты получателя» в строке 20 «Категория получателя» делается отметка в ячейке «В» комиссионер;
турагентом (комиссионером) в адрес клиента – в разделе «В» «Реквизиты поставщика» в строке 10 «Категория поставщика» делается отметка в ячейке «В» комиссионер по стоимости, определенной турагентом (комиссионером). При этом несмотря на то, что в счете-фактуре, выписанном клиенту отражена вся стоимость турпутевки (турпродукта) размер оборота турагента (комиссионера) определяется по сумме вознаграждения.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 94 Налогового кодекса камеральным контролем является контроль, осуществляемый органами государственных доходов на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.
Занижение дохода определяется на основании сопоставления сведений со сведениями о доходах из различных источников, а именно с данными по ИС ЭСФ, ФНО, ККМ.
Вместе с тем, по вышеуказанным сведениям, невозможно определить доход туроператоров, туристских агентов, так как доходом признается полученные вознаграждения.
По сведениям, при которых представляется возможным определить доход, необходимо принять меры в соответствии с Налоговым кодексом.
Также, при формировании уведомлений следует руководствоваться критериями риска при проведении камерального контроля.
Ағманов Нурлан Елемсович, главный специалист
Управления государсвенных доходов
по Мактааральскому району.