«И ЛЬЮТСЯ ЗВУКИ РОЯЛЯ…»
Posted by: Қалмұрат
in News, Әдебиет, Новости, Общество
26/02/2025
33 Views
Цель – поднять авторитет, престиж учебы на клавишных инструментах, через познание истории развития фортепиано.
Образовательная задача – развивать умение различать старинные инструменты, познакомить с принципом их работы.
Воспитательная задача – воспитать интерес к старинным инструментам, познакомить со звучанием этих инструментов.
Развивающая задача – развивать интерес к занятиям на фортепиано, обогащая знаниями истории развития инструмента.
Наглядные пособия: слайды, музыкальный материал, фортепиано, видеозапись.
Слайд 1. (рояль)
Конечно, вы знакомы с роялем. Его можно видеть в концертных залах, в музыкальных школах, на экранах телевизоров. Он, большой и стоит на почетном месте – на эстраде. Рояль может рокотать глубокими басами, переливаться колокольчиками высоких звуков, сотрясаться многозвучными аккордами. Он может соперничать с оркестром, не уступая ему ни в энергии, ни в виртуозном блеске. Своим соло может долго держать внимание публики
Недаром про рояль, как про орган говорят, что это инструмент оркестр. История его появления на свет – длинная. Мне хотелось рассказать ее вам. Можно сказать, что она началась в тот момент, когда появилась первая в мире струна.
Слайд 2, 3. Охотничий лук
В глубокой древности, на заре истории появился родоначальник фортепиано, казалось бы ничем не сходный с современным роялем. Это был охотничий лук, состоящий из упругой деревянной трости, стянутой кожаным шнуром или жилой. Туго натянутая тетива лука звучала, вызывая у человека первые, пусть примитивные звуковые впечатления. При игре инструмент за один конец держат в руке, струну у противоположного конца зажимают зубами, резонатором служит ротовая полость играющего. Звук извлекают пальцами, палочкой (ударами или трением), ныне смычком.
Слайды 4 (1), 4(2) – музыкальный лук(видеозапись).
Слайд 5, 6.(орган)
Одним из важных шагов на пути к созданию современного рояля был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа. Говорят, что он инструмент – оркестр. Поэтому назвали этот инструмент королевским. Орган – это самый старый духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб). Органы обычно имеют два-три, до пяти, руководства для игры руками и педальную доску для игры ногами. С помощью регистров к одному руководству можно подключать несколько групп труб. Во всех католических соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное и мощное звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями, высокими сводами. Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента разными композиторами, в том числе Бахом.
Слайд 7(1) , 7(2). И. Бах «Токката и фуга ре минор» Орган (видеозапись).
Слайд 8, 9. (клавикорд)
Клавикорды Механизм, который соединял клавиши со струнами, был придуман специально для предшественников современного фортепиано. Нажмешь на клавишу – задвигаются соединенные с ней деревянные рычажки. На конце рычага укреплялась металлическая пластиночка, когда при нажатии на клавишу по струне ударяла металлическая пластинка, раздавался приятный, хотя и тихий звук. Тихие «пластиночные» многоструны, получили название клавикорды. Современники писали о клавикорде: « Он более пригоден для домашней и нежной музыки, нежели для эстрады». Он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Поэтому клавикорды делали нарядными, красиво разукрашенными перламутром, позолотой, драгоценными породами дерева. В конце семнадцатого века во Франции нижние клавиши (те, что в современных роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Говорят, это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам – клавикордисток. Однако играть на такой клавиатуре было не очень удобно: темные клавиши сливались, границы между ними оказывались незаметными. И в восемнадцатом веке расположение цветов на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, какое мы видим и теперь у пианино и роялей.
Слайд 10. Слушание клавикорда (видеозапись).
Слайд 11. (клавесин)
Клавикорд был не единственным клавишным инструментом, мы уже говорили. Одновременно с ним возник и развивался другой похожий на него инструментКлавесин(Звук на клавесине был сильнее, чем у клавикорда и со временем клавесин становится не толькодомашним инструментом. Его можно было считать уже концертным инструментом, хотя поначалу свои концерты клавесин мог давать только в светских салонах и гостиных. В больших залах голос его терялся. Но все равно клавесин уже мог претендовать на роль инструмента – артиста. Голос у клавесина был суховатый, стеклянный. Однако это был хороший многозвучный инструмент, на котором можно было играть легкую изящную музыку. В отличие от протяжного гудящего органа, клавесин был инструментом очень живым и бойким. На нем хорошо звучала и подвижная пьеса, и аккомпанемент, сопровождающий пение. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Значительная была роль клавесина и как сольного инструмента. Пьесы для него писали многие композиторы 17 -18 веков: итальянские, немецкие, французские, английские. В истории музыки их называют клавесинистами)-Рамо, Куперен, Гендель, Бах.
Со временем клавесин сталпринадлежностью всех богатых домов. На изготовление клавесинов шли, привозившиеся из заморских стран драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины. Случалось, что клавиши покрывали пластинками из самоцветов – слоистым агатом – ониксом, золотистым янтарем и даже драгоценным темно – синим лазуритом. Никогда раньше музыкальный инструмент не был такой почитаемой и дорогой мебелью.
Слайд 12. Слушание клавесина (видеозапись).
В 1711 году, во Флоренции жил герцог Козимо Медичи, у которого была богатая коллекция музыкальных инструментов – настоящий музей. Смотрителем в этом музее работал мастер БартоломеоКристофори.
(Слайды– 13, 14, 15, 16). Коллекция инструментов.
В его обязанности входило ремонтировать инструменты, следить за порядком в музее. А в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты. В коллекции Медичи так появился новый инструмент, на первый взгляд он мало отличался от клавесина. Но было одно новшество, Кристофори так изменил механику, что от силы удара по клавише стала зависеть и сила звука, Сто лет понадобилось для того, чтобы перестроить слух на фортепианное звучание. Вольфганг Амадей Моцарт в юности играл только на клавесине. Но признав достоинства фортепиано, стал играть только на этом инструменте и сочинять музыку, которая могла показать фортепиано во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах перед публикой, играя на фортепиано. Это и дало повод назвать новый инструмент – фортепиано, т.е. звучащий громко и тихо.
М. Огинский «Полонез» исполняет Цой Надежда.
Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника, занимает меньше места. Звук у него слабее, чем у рояля. Пианино – это наш рабочий инструмент, на котором, мы занимаемся. На пианино и на рояле играют совершенно одинаково и используют фортепианные ноты. Помните замечательное детское стихотворение?
Читает стихотворение «Пианино и рояль…» БакееваДарина.
Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль,
Ведь нельзя же со слоном спутать трехэтажный дом!
Пой под музыку, пляши – инструменты хороши!
Их нетрудно различать, но попробуй – ка сыграть, –
Сразу скажешь: «До чего же меж собой они похожи!»
Лишь дотронешься до клавиш – сразу их звенеть заставишь.
А педаль нажмешь ногой – станет звук совсем другой.
Все – и взрослые, и дети – инструменты любят эти.
Только знай: у них давно есть название одно
Не забудь: фортепиано!
А.Диабелли «Аллегретто» исполняет Амир Дарын.
В. Витлин «Детская песенка» ансамбль исполняют БакееваДарина с учителем.
О педали !!!- фортепиано имеет 2 педали, у рояля их три. Каждая имеет своё значение и применяется музыкантами по мере необходимости. Правая.педаль усиливает и украшает звук, недаром русский педагог и пианист А. Рубинштейн называл правую педаль «Душой фортепиано» музыки.Левая педаль – ослабевает звук: средняя – задерживает звук.
И. С. Бах «Прелюдия» До мажор исполняет Пак Эльвира.
Б.Барток «Пьеса» исполняет Букаева Элина.
На протяжении 19 века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальное – рояль (по-французски – королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный – пианино (по-итальянски – маленькое пиано). Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой рояль и можно обойтись меньшей силой звука. Многие композиторы 19 -21 веков писали и пишут для фортепиано – это П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, Д.Б. Кабалевский, С.С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, Д.Д. Шостакович, С. М. Майкапар, А.Т. Гречанинов и многие другие.
Е.Дога «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» исполняет Цой Надежда.
Беларусский танец Полька-янка» ансамбль исполняют Амир Дарын и БукаеваЭлина
Я думаю, что наша с вами беседа была интересна и увлекательна. Ведь вы увидели и услышали те старинные инструменты, которые предшествовали нашему нынешнему фортепиано. Беседа была поучительна, ведь вы узнали историю развития инструмента, на котором учитесь играть, тем самым расширили свой кругозор. Эта история о фортепиано, воспитывает уважение и гордость к инструменту, который по праву называют королевским.
Слайд 17. Берег моря (видео).
В заключении в исполнении БегалыАйтолкын (кобыз) звучит «Берег моря» из кинофильма «Красная палатка» композитора А.Зацепина – концертмейстер Пак Эльвира, как пример использования фортепиано как аккомпанирующего инструмента.
Слайд 18. Спасибо…
Наш воспитательный час подошел к концу. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Пак Эльвира Мойсеевна,
Асыкатинская детская школа искусств №2 им. Ш.Калдаякова.
2025-02-26