Deprecated: Function is_staging_site is deprecated since version 3.3.0! Use in_safe_mode instead. in /var/www/vhosts/sayipqiran.kz/httpdocs/wp-includes/functions.php on line 6031
«И ЛЬЮТСЯ ЗВУКИ РОЯЛЯ…» - САЙЫПҚЫРАН.KZ Ақпаратты-сараптамалық порталы
Home » PRESS RELEASE » News » «И ЛЬЮТСЯ ЗВУКИ РОЯЛЯ…»

«И ЛЬЮТСЯ ЗВУКИ РОЯЛЯ…»

         Цель – поднять авторитет, престиж учебы на клавишных инструментах, через познание истории развития фортепиано.
        Образовательная задача – развивать умение различать старинные инструменты, познакомить с принципом их работы.
        Воспитательная задача – воспитать интерес к старинным инструментам, познакомить со звучанием этих инструментов.
        Развивающая задача – развивать интерес к занятиям на фортепиано, обогащая знаниями истории развития инструмента.
        Наглядные пособия: слайды, музыкальный материал, фортепиано, видеозапись.
         Слайд 1. (рояль)
        Конечно, вы знакомы с роялем. Его можно видеть в концертных залах, в музыкальных школах, на экранах телевизоров. Он, большой и стоит на почетном месте – на эстраде. Рояль может рокотать глубокими басами, переливаться колокольчиками высоких звуков, сотрясаться многозвучными аккордами. Он может соперничать с оркестром, не уступая ему ни в энергии, ни в виртуозном блеске. Своим соло может долго держать внимание публики
        Недаром про рояль, как про орган говорят, что это инструмент оркестр. История его появления на свет – длинная. Мне хотелось рассказать ее вам. Можно сказать, что она началась в тот момент, когда появилась первая в мире струна.
       Слайд 2, 3. Охотничий лук
        В глубокой древности, на заре истории появился родоначальник фортепиано, казалось бы ничем не сходный с современным роялем. Это был охотничий лук, состоящий из упругой деревянной трости, стянутой кожаным шнуром или жилой. Туго натянутая тетива лука звучала, вызывая у человека первые, пусть примитивные звуковые впечатления. При игре инструмент за один конец держат в руке, струну у противоположного конца зажимают зубами, резонатором служит ротовая полость играющего. Звук извлекают пальцами, палочкой (ударами или трением), ныне смычком.
       Слайды 4 (1), 4(2) – музыкальный лук(видеозапись).
        Слайд 5, 6.(орган)
        Одним из важных шагов на пути к созданию современного рояля был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа. Говорят, что он инструмент – оркестр. Поэтому назвали этот инструмент королевским. Орган – это самый старый духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб). Органы обычно имеют два-три, до пяти, руководства для игры руками и педальную доску для игры ногами. С помощью регистров к одному руководству можно подключать несколько групп труб. Во всех католических соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное и мощное звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями, высокими сводами. Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента разными композиторами, в том числе Бахом
      Слайд 7(1) , 7(2). И. Бах «Токката и фуга ре минор» Орган (видеозапись).
        Слайд 8, 9. (клавикорд)
        Клавикорды Механизм, который соединял клавиши со струнами, был придуман специально для предшественников современного фортепиано. Нажмешь на клавишу – задвигаются соединенные с ней деревянные рычажки. На конце рычага укреплялась металлическая пластиночка, когда при нажатии на клавишу по струне ударяла металлическая пластинка, раздавался приятный, хотя и тихий звук. Тихие «пластиночные» многоструны, получили название клавикорды. Современники писали о клавикорде: « Он более пригоден для домашней и нежной музыки, нежели для эстрады». Он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Поэтому клавикорды делали нарядными, красиво разукрашенными перламутром, позолотой, драгоценными породами дерева. В конце семнадцатого века во Франции нижние клавиши (те, что в современных роялях делаются белыми) стали вытачивать из черного дерева, а верхние обкладывали слоновой костью. Говорят, это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам – клавикордисток. Однако играть на такой клавиатуре было не очень удобно: темные клавиши сливались, границы между ними оказывались незаметными. И в восемнадцатом веке расположение цветов на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, какое мы видим и теперь у пианино и роялей.
        Слайд 10. Слушание клавикорда (видеозапись).
        Слайд 11. (клавесин)
      Клавикорд был не единственным клавишным инструментом, мы уже говорили. Одновременно с ним возник и развивался другой похожий на него инструментКлавесин(Звук на клавесине был сильнее, чем у клавикорда и со временем клавесин становится не толькодомашним инструментом. Его можно было считать уже концертным инструментом, хотя поначалу свои концерты клавесин мог давать только в светских салонах и гостиных. В больших залах голос его терялся. Но все равно клавесин уже мог претендовать на роль инструмента – артиста. Голос у клавесина был суховатый, стеклянный. Однако это был хороший многозвучный инструмент, на котором можно было играть легкую изящную музыку. В отличие от протяжного гудящего органа, клавесин был инструментом очень живым и бойким. На нем хорошо звучала и подвижная пьеса, и аккомпанемент, сопровождающий пение. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Значительная была роль клавесина и как сольного инструмента. Пьесы для него писали многие композиторы 17 -18 веков: итальянские, немецкие, французские, английские. В истории музыки их называют клавесинистами)-Рамо, Куперен, Гендель, Бах.
        Со временем клавесин сталпринадлежностью всех богатых домов. На изготовление клавесинов шли, привозившиеся из заморских стран драгоценные сорта дерева – черного, красного, розового, лимонного. Клавесин отделывали слоновой костью, бронзой, золотом, драгоценными камнями, на его стенках и крыловидных крышках знатные живописцы писали замечательные картины. Случалось, что клавиши покрывали пластинками из самоцветов – слоистым агатом – ониксом, золотистым янтарем и даже драгоценным темно – синим лазуритом. Никогда раньше музыкальный инструмент не был такой почитаемой и дорогой мебелью.
         Слайд 12. Слушание клавесина (видеозапись).
        В 1711 году, во Флоренции жил герцог Козимо Медичи, у которого была богатая коллекция музыкальных инструментов – настоящий музей. Смотрителем в этом музее работал мастер БартоломеоКристофори.
         (Слайды– 13, 14, 15, 16). Коллекция инструментов.
         В его обязанности входило ремонтировать инструменты, следить за порядком в музее. А в свободное время Кристофори конструировал новые инструменты. В коллекции Медичи так появился новый инструмент, на первый взгляд он мало отличался от клавесина. Но было одно новшество, Кристофори так изменил механику, что от силы удара по клавише стала зависеть и сила звука, Сто лет понадобилось для того, чтобы перестроить слух на фортепианное звучание. Вольфганг Амадей Моцарт в юности играл только на клавесине. Но признав достоинства фортепиано, стал играть только на этом инструменте и сочинять музыку, которая могла показать фортепиано во всем блеске. Моцарт был первым из великих музыкантов, кто выступал в концертах перед публикой, играя на фортепиано. Это и дало повод назвать новый инструмент – фортепиано, т.е. звучащий громко и тихо.
        М. Огинский «Полонез» исполняет Цой Надежда.
        Пианино гораздо скромнее своего «знатного» родственника, занимает меньше места. Звук у него слабее, чем у рояля. Пианино – это наш рабочий инструмент, на котором, мы занимаемся. На пианино и на рояле играют совершенно одинаково и используют фортепианные ноты. Помните замечательное детское стихотворение?
       Читает стихотворение «Пианино и рояль…»  БакееваДарина.
Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль,
Ведь нельзя же со слоном спутать трехэтажный дом!
Пой под музыку, пляши – инструменты хороши!
Их нетрудно различать, но попробуй – ка сыграть, –
Сразу скажешь: «До чего же меж собой они похожи!»
Лишь дотронешься до клавиш – сразу их звенеть заставишь.
А педаль нажмешь ногой – станет звук совсем другой.
Все – и взрослые, и дети – инструменты любят эти.
Только знай: у них давно есть название одно
Не забудь: фортепиано!
        А.Диабелли «Аллегретто» исполняет Амир Дарын.
       В. Витлин «Детская песенка» ансамбль исполняют БакееваДарина с учителем.
      О педали !!!- фортепиано имеет 2 педали, у рояля их три. Каждая имеет своё значение и применяется музыкантами по мере необходимости. Правая.педаль усиливает и украшает звук, недаром русский педагог и пианист А. Рубинштейн называл правую педаль «Душой фортепиано» музыки.Левая педаль – ослабевает звук: средняя – задерживает звук.
      И. С. Бах  «Прелюдия» До мажор исполняет Пак Эльвира. 
      Б.Барток «Пьеса»  исполняет  Букаева Элина.
       На протяжении 19 века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальное – рояль (по-французски – королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный – пианино (по-итальянски – маленькое пиано). Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой рояль и можно обойтись меньшей силой звука. Многие композиторы 19 -21 веков писали и пишут для фортепиано – это П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, Д.Б. Кабалевский, С.С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, Д.Д. Шостакович, С. М. Майкапар, А.Т. Гречанинов и многие другие.
       Е.Дога «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» исполняет Цой Надежда.
       Беларусский танец Полька-янка» ансамбль исполняют Амир Дарын и БукаеваЭлина
       Я думаю, что наша с вами беседа была интересна и увлекательна. Ведь вы увидели и услышали те старинные инструменты, которые предшествовали нашему нынешнему фортепиано. Беседа была поучительна, ведь вы узнали историю развития инструмента, на котором учитесь играть, тем самым расширили свой кругозор. Эта история о фортепиано, воспитывает уважение и гордость к инструменту, который по праву называют королевским.
        Слайд 17. Берег моря (видео).
         В заключении в исполнении БегалыАйтолкын (кобыз) звучит «Берег моря» из кинофильма «Красная палатка» композитора А.Зацепина – концертмейстер Пак Эльвира, как пример использования фортепиано как аккомпанирующего инструмента.
         Слайд 18. Спасибо…
         Наш воспитательный час подошел к концу. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Пак Эльвира Мойсеевна,
 Асыкатинская детская школа искусств №2 им. Ш.Калдаякова.

About Қалмұрат

Журналистика саласына кездейсоқ келіп қалсам да бұл салаға қызығушылығым оянғандықтан журналистикада жүргеніме 20 жыл болды. Алғашқы еңбек жолымды "Керуенбасы" газетінде корректорлықтан бастадым. Содан бері баспа журналистиканың барлық саласынан өттім. 2 рет газет шығарушы баспагер де болдым. Осы сайтымнан Сіздер өздеріңізге қажетті ақпараттар аласыздар деген ойдамын. Сіздер біздің жаңалықтарымызды: https://www.facebook.com/me/ https://twitter.com/KalmuratD www.sayipqiran.kz%2F%3Fp%3D8202 https://www.instagram.com/saipkiran.kz/ https://t.me/sayipkir арқылы да біле аласыздар.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*

x

Check Also

«АССИСТЕНТ – АТА-АНА» ЖОБАСЫ БӨБЕКЖАЙ БАҚШАҒА ОҢ НӘТИЖЕ БЕРДІ

        ...

ТӘРБИЕШІ МЕН АТА-АНАНЫҢ БАЛА ТӘРБИЕСІНДЕГІ РӨЛІ

        ...

EDUCATION IN KAZAKHSTAN

        ...

INTELLECTUAL COMPETETION

I. Introduction.  (2 команда ...

THE LEADER OF THE 21st CENTURY

      The ...

THE ETERNAL COUNTRY IS A NOBLE LANGUAGE

       Language ...

АНАҢДЫ СЫЙЛА, ОЛ – СЕНІҢ ТІРЕГІҢ!

        ...

ӨРТ ҚАУІПСІЗДІГІ ЕРЕЖЕЛЕРІ ТҮСІНДІРІЛДІ

        ...

Ұлттың ұлы тұлғаларының даналық сөздері

        ...

ПЕДАГОГ МАМАНДЫҒЫ – БОЛАШАҚҚА БАСТАР ЖОЛ

        ...